Новость

18.06.2020

О подготовке к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года

20 мая 2020 года вступили в силу Правила подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14 мая 2020 года № 286 (далее – Правила). В Правилах установлен порядок подготовки организаций независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании) теплоисточник, и (или) тепловую сеть, и (или) систему теплопотребления (за исключением организаций, использующих в качестве теплоносителя иные жидкости, отличные от воды и пара), и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к работе в осенне-зимний период.
Правилами установлены следующие требования:
теплоустановки и тепловые сети должны соответствовать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, в том числе требованиям технического кодекса установившейся практики ТКП 458-2012 (02230) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» и технического кодекса установившейся практики ТКП 459-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей», утвержденных постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 26 декабря 2012 г. № 66;
своевременная готовность организации к работе в осенне-зимний период подтверждается оформленным в установленном Правилами порядке и зарегистрированным до 30 сентября текущего года в органе государственного энергетического и газового надзора (далее – орган госэнергогазнадзора) паспортом готовности теплоисточника и (или) паспортом готовности потребителя;
Проверке готовности к работе в ОЗП с оформлением паспорта готовности подлежат:
теплоисточники с установленной мощностью 50 кВт и более, независимо от мощности установленных в них котлов с принудительной циркуляцией теплоносителя, осуществляющие теплоснабжение объектов жилищного фонда, социального и культурно-бытового назначения, учреждений образования, а также теплоисточники мощностью более 100 кВт независимо от мощности установленных в них котлов, за исключением отпускающих тепловую энергию на технологические нужды;
организации, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании) системы теплопотребления;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
организации, осуществляющие передачу тепловой энергии.
При наличии в перечисленных организациях в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) теплоисточников, не подлежащих оформлению и регистрации паспортов готовности теплоисточников, акт проверки готовности потребителя тепловой энергии оформляется при дополнительном выполнении условий готовности теплоисточника, предусмотренных в пункте 28 Правил.
В целях своевременной подготовки народного хозяйства к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года, обеспечения устойчивого и надежного энергоснабжения потребителей, предупреждения аварий на электро-, теплоустановок и тепловых сетях Госэнергогазнадзор ИНФОРМИРУЕТ:
1. Организации, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законодательном уровне) системы теплопотребления и организации, осуществляющие передачу тепловой энергии.
1.1. На основе анализа функционирования в предыдущий осенне-зимний период систем теплопотребления до 15 июня текущего года разработать планы организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимний период с учетом требований законодательства, предписаний и рекомендаций органа госэнергогазнадзора, органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.
1.2. Оформить акты проверки готовности потребителя до 20 сентября текущего года с учетом выполнения комплекса мероприятий по обеспечению устойчивой и надежной работы теплоустановок и тепловых сетей в осенне-зимний период:
выполнить работы по техническому обслуживанию, ремонту, замене оборудования теплоустановок, трубопроводов и (или) тепловых сетей, тепловых пунктов, систем теплопотребления;
выполнить гидравлические испытания тепловых сетей, водоподогревателей, гидравлические испытания и промывку тепловых пунктов, систем теплоснабжения вентиляции, систем отопления в присутствии представителя энергоснабжающей организации с оформлением акта, содержащего сведения о параметрах испытаний, а также о максимальном рабочем давлении теплоносителя (при теплоснабжении от собственного теплоисточника вместо подписи представителя энергоснабжающей организации ставится подпись представителя организации – владельца теплоисточника);
выполнить ревизию запорной и регулирующей арматуры, обеспечить плотность закрытия запорной и регулирующей арматуры;
восстановить теплоизоляционные покрытия трубопроводов и оборудования систем теплопотребления;
произвести замену, ремонт и наладку автоматики регулирования расхода и температуры теплоносителя в системах отопления, вентиляции и на водоподогревателях;
выполнить поверку приборов учета тепловой энергии;
обеспечить наличие в тепловых пунктах температурных графиков внутренних систем теплопотребления, руководство по эксплуатации, инструкции по охране труда, принципиальная схема расположенных в нем трубопроводов и оборудования с нумерацией арматуры и расстановкой КИПиА;
подготовить полный комплект технической документации на теплоустановки и тепловые сети;
укомплектовать штат персоналом для эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей, прошедшим обучение и проверку знаний действующих ТНПА в установленном порядке (допускается эксплуатация теплоустановок и тепловых сетей по договорам со специализированной организацией в соответствии с требованиями ТКП 458-2012 (Изменение №2 п. 4.5);
обеспечить выполнение предписаний и рекомендаций органа госэнергогазнадзора;
выполнить поверку технических манометров в соответствии с утвержденным графиком;
Справочно: техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь установлены требования о необходимости периодического проведения поверки технических манометров, используемых организациями - потребителями тепловой энергии и установленных на трубопроводах и оборудовании в системах теплопотребления (центральные и индивидуальные тепловые пункты, отопление, горячее водоснабжение, теплоснабжение вентиляции и др.). Данные системы (за исключением находящихся у них оборудования и трубопроводов поднадзорных Госпромнадзору) не входят в сферу государственной метрологии согласно “Перечню областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью (межповерочным интервалом) юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу”, утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 16 марта 2007 г. № 17.
В соответствии со ст. 25 Закона Республики Беларусь “Об обеспечении единства измерений” (далее – Закон) периодичность осуществления поверки средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, устанавливается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами, применяющими эти средства измерений.
Межповерочный интервал и обоснованные сроки проведения поверок устанавливается распорядительным документом организации - потребителя тепловой энергии.
1.3. Выполнить комплекс мероприятий по обеспечению устойчивой и надежной работы электроустановок и электрических сетей в осенне-зимний период, предусмотрев:
проверку исправности устройств АВР, соответствия уставок релейной защиты заданным;
обеспечение работоспособности автономных резервных источников электрической энергии;
принятие мер по приведению схем электроснабжения в соответствие с категорийностью электроприемников, обратив особое внимание на электроприемники I и I особой категорий по надежности электроснабжения (объекты здравоохранения и жизнеобеспечения);
своевременный ремонт поврежденных кабельных и воздушных линий, обеспечив до начала ОЗП исправное состояние всех, имеющихся на балансе, линий электропередачи;
проведение периодических ЭФИ и испытаний электрооборудования и сетей;
ремонт кровли, помещений и строительных конструкций КТП, ТП, обеспечение их надежными запирающими устройствами;
выполнение в РУ, ТП, РП всех регламентных работ, предусмотренных требованиями ТКП 181-2009 (02230) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;
выполнение предписаний и рекомендаций органа Госэнергогазнадзора в части обеспечения надежности электроснабжения.
2. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда:
2.1. При подготовке ЦТП, ИТП, ТП и внутридомовых систем теплопотребления к работе в ОЗП выполнить ремонт и испытания оборудования и тепловых сетей, с учетом требований Правил и ТКП 458-2012 (02230) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей».
2.2. Обеспечить выполнение всех мероприятий для потребителей тепловой энергии, указанных в пунктах 1.1 – 1.3 настоящего письма, а также:
установку, при необходимости, в жилых домах расчетных дросселирующих устройств (под контролем и по согласованию с представителем энергоснабжающей организации) с установкой пломб энергоснабжающей организации и составлением акта;
приведение в порядок помещений и строительных конструкций тепловых пунктов, обслуживающих жилищный фонд, и установку на дверях надежных запирающих устройств;
утепление оконных и дверных проемов мест общего пользования, а также лестничных клеток, чердаков, подвальных помещений, технических подполий, восстановление нарушенного остекления в местах общего пользования жилых домов;
выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования и распределительных тепловых сетей (квартальных), находящихся на балансе данных организаций;
проведение работ согласно разработанным и утвержденным графикам по техническому обслуживанию и ремонту внутренних и подводящих инженерных коммуникаций, источников электро- и водоснабжения, приборов учета тепловой энергии, в том числе по своевременной поверке этих приборов;
приведение технического состояния трубопроводов и оборудования холодного водоснабжения в тепловых пунктах и подвальных помещениях жилых домов в соответствие требованиям ТНПА;
проведение работ по техническому обслуживанию дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их ремонт в многоквартирных домах, использующих поквартирное газовое оборудование для отопления и горячего водоснабжения.
3. Проверка выполнения условий готовности организаций, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законодательном уровне) системы теплопотребления, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года должна проводится комиссией, назначаемой распорядительным документом организации не позднее чем за 10 дней до начала работы комиссии.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются: руководители и другие ответственные должностные лица организации, представитель местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченной им организации по согласованию – для жилищного фонда, не находящегося на обслуживании организаций входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а также представитель органа госэнергогазнадзора по согласованию.
4. Организации, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) теплоисточники и (или) тепловые сети, системы теплоснабжения (далее – владелец теплоисточника):
4.1. На основе анализа функционирования оборудования теплоисточника и тепловых сетей в предыдущий ОЗП разработать организационно-технические мероприятия по подготовке теплоисточника и (или) тепловых сетей к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года;
4.2. Выполнить комплекс мероприятий по обеспечению устойчивого и надежного теплоснабжения в предстоящий осенне-зимний период, предусмотрев:
проведение работ на теплоисточнике, тепловых сетях, насосных, тепловых пунктах (по балансовой принадлежности) по техническому обслуживанию, ремонту и замене оборудования, трубопроводов, систем регулирования и учета тепловой энергии;
проведение промывки, испытания и наладку оборудования теплоисточников, тепловых сетей и тепловых пунктов;
проведение проверки плотности закрытия запорной, дренажной, воздухоспускной и регулирующей арматуры на тепловых сетях и тепловых пунктах;
наличие устройств защиты и средств автоматики, оснащение котлов работоспособными предохранительными устройствами, в т.ч. на теплоисточниках, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре;
восстановление тепловой изоляции элементов котла, расширительных баков, трубопроводов с повышенной температурой, доступных для обслуживающего персонала, включая газоходы;
выполнение проверки технического состояния теплосчетчиков, КИП и систем автоматики;
наличие Положения о взаимоотношениях с потребителями и взаимодействии при авариях и инцидентах;
наличие графика перевода теплоисточника на резервный вид топлива;
обеспечение нормативного запаса топлива в количестве, обеспечивающем надежную работу теплоисточника;
обеспечение соответствия установленным требованиям схем внешнего электроснабжения, а также оборудования собственных электрических и тепловых нужд;
принятие мер по повышению надежности электроснабжения теплоисточников, запитанных от одного источника питания или по одной линии электропередачи;
выполнение мероприятий по предписаниям и рекомендациям органа Госэнергогазнадзора, Госпромнадзора и органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, касающихся подготовки к работе в осенне-зимний период.
4.3. Проверка готовности теплоисточника и тепловых сетей к работе в осенне-зимний период должна проводиться комиссией, назначаемой распорядительным документом владельца теплоисточника не позднее чем за 10 дней до начала работы комиссии.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются: представители владельца теплоисточника, представитель местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченной им организации по согласованию - для теплоисточников, отапливающих жилищный фонд (кроме теплоисточников энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго» и теплоисточников, находящихся на обслуживании организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства), а также представитель органа госэнергогазнадзора по согласованию.
4.4. Готовность котельной мощностью более 200 кВт независимо от мощности установленных в ней котлов дополнительно подтверждается наличием заключения Госпромнадзора по результатам обследования котельной представителем Госпромнадзора в части ее готовности к работе в осенне-зимний период по форме, определяемой Министерством по чрезвычайным ситуациям.

5. Перечень документов, подлежащих рассмотрению представителем органа госэнергогазнадзора при участии в работе комиссии по проверке готовности потребителей тепловой энергии и теплоисточников к работе в ОЗП.
5.1. При проверке готовности теплоустановок и тепловых сетей потребителя тепловой энергии:
- приказ о назначении комиссии по проверке готовности к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года;
- план организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимний период 2020/2021;
- документы, подтверждающие наличие в организации лица, ответственного за тепловое хозяйство, и подготовленного персонала, эксплуатирующего теплоустановки и тепловые сети, или договор со специализированной организацией на обслуживание теплоустановок и тепловых сетей;
- перечень объектов организации, использующих тепловую энергию, подписанный ее руководителем;
- свидетельства о поверке контрольно-измерительных приборов, в т.ч. приборов учета тепловой энергии;
- акты на выполненные работы по испытаниям тепловых сетей, испытаниям и промывкам систем отопления, трубопроводов и оборудования тепловых пунктов, систем теплоснабжения вентиляционных установок, по испытаниям водоподогревателей, подписанные уполномоченным представителем энергоснабжающей организации с указанием его должности, фамилии и инициалов;
- утвержденный график поверки технических манометров;
- оформленный организацией в двух экземплярах акт проверки готовности потребителя тепловой энергии (теплоисточника) к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года;
- акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
5.2. При проверке готовности организаций, эксплуатирующих многоквартирные жилые дома с поквартирной установкой отопительного и водогрейного газоиспользующего оборудования с организованным отводом продуктов сгорания:
- перечень многоквартирных жилых домов с поквартирной установкой отопительного и водогрейного газоиспользующего оборудования с организованным отводом продуктов сгорания;
- акты проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов в жилищном фонде;
- графики периодических (повторных) проверок и прочисток дымовых и вентиляционных каналов;
- технологическая карта (технологическая инструкция) на производство работ по периодическим (повторным) проверкам и прочисткам дымовых и вентиляционных каналов (при выполнении работ собственными силами организации);
- документы, подтверждающие выполнение планового технического обслуживания вводных и внутренних газопроводов общего пользования;
- акты комиссионного обследования вводных и внутренних газопроводов общего пользования с истекшим нормативным сроком эксплуатации.
5.3. При проверке готовности теплоисточника дополнительно предъявляются следующие документы:
- заключение Госпромнадзора о готовности поднадзорного ему котельного оборудования теплоисточника более 200 кВт к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года;
- Положение о взаимоотношениях с потребителями и взаимодействии при аварийных ситуациях (при отпуске тепловой энергии сторонним потребителям).
5.4. При проверке готовности электроустановок потребителя тепловой энергии и теплоисточника:
- протоколы эксплуатационных испытаний и электрофизических измерений электроустановок;
- сведения об организации эксплуатации электроустановок (наличие обслуживающего персонала или договора на обслуживание электроустановок, наличие лица, ответственного за электрохозяйство);
- согласованную и утвержденную однолинейную схему электроснабжения;
- Положение о взаимоотношениях между энергоснабжающей организацией и потребителем электрической энергии при наличии у потребителя на балансе электроустановок, включенных в транзитную часть энергоснабжающей организации, и (или) имеющие собственные электростанции или АИЭ, от которых может быть подано напряжение в сеть;
- акты проверки срабатывания АВР (для потребителей, имеющих электроприемники I и I особой категории).

Руководитель организации обязан организовать работу комиссии по проверке готовности к осенне-зимнему периоду 2020/2021 года, предварительно в письменной форме пригласив для участия в ней представителя органа госэнергогазнадзора.
Результатом работы комиссии, при выполнении всех условий готовности, является подписанный ею «Акт проверки готовности к работе в осенне-зимний период», к которому прилагается перечень всех объектов, принадлежащих данной организации (по жилищному фонду – перечень жилых домов). На основании указанного акта организацией – потребителем тепловой энергии (владельцем теплоисточника) оформляется «Паспорт готовности к работе в осенне-зимний период» в порядке, предусмотренном Правилами, который регистрируется в органе Госэнергогазнадзора.
Организации, у которых имеются объекты с теплоисточниками, тепловыми сетями, системами теплопотребления в разных административно-территориальных единицах (районах), оформляют и регистрируют паспорта готовности в органе госэнергогазнадзора по месту нахождения объекта.
Регистрация паспорта готовности потребителя тепловой энергии и теплоисточника к работе в осенне-зимний период является административной процедурой, осуществляемой органом Госэнергогазнадзора на основании пункта 3.32. единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156.
Согласно требованиям Правил теплоснабжения абонент (за исключением индивидуальных предпринимателей и граждан), организация, осуществляющая передачу тепловой энергии (транспортирующая организация), обязаны до начала отопительного сезона оформить и передать энергоснабжающей организации копию зарегистрированного в установленном порядке в органе госэнергогазнадзора паспорта готовности потребителя тепловой энергии к работе в осенне-зимний период.
За несвоевременную подготовку к ОЗП руководитель организации несет ответственность в соответствии с законодательством.
Непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.11.