О мерах безопасности при производстве работ в охранных зонах воздушных линий электропередач

22.10.2020

О мерах безопасности при производстве работ в охранных зонах воздушных линий электропередач

При проведении сельскохозяйственных, строительных, дорожно-ремонтных и иных работ возникает необходимость выполнять работы в охранных зонах воздушных линий электропередач (далее – ВЛ).

Охранная зона ВЛ – это зона вдоль ВЛ в виде земельного участка и воздушного про­странства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящи­ми по обе стороны линий от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии L в зависимости от номинального напряжения линии:

 

  1.PNG    

Номинальное 

напряжение ВЛ, кВ

Расстояние 

L, метры

<1

2

6-10

10

35

15

110

20

220

25

330

30

750

40

Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. № 667, и Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255, предусмотрена обязательность получения разрешений на производство ряда работ вблизи электрических сетей. Такой порядок установлен с целью предотвращения возможности повреждения электрических сетей, но главное - преследует цель исключить нанесение ущерба здоровью и жизни людей, занятых этими работами.

Несоблюдение правил работы в охранных зонах линий электропередач может привести к несчастным случаям.

В охранных зонах линий электропередачи без письменного согласия их владельца запрещается:

- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

- осуществлять погрузочно-разгрузочные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, а также производить полив сельскохозяйственных культур;

- совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 м (в охранных зонах воздушных линий).

При нарушениях вышеуказанных правил, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, пожары, перерывы в электроснабжении, материальный ущерб, виновные могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности.

В настоящее время продолжают происходить случаи электротравматизма и повреждения грузоподъемной и уборочной техники при производстве строительных, сельскохозяйственных и других работ. Они стали следствием пренебрежения требованиями действующих Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт.

Так, например, 19.08.2020 в Барановичский сельский район электрических сетей РУП «Брестэнерго» поступило сообщение о попадании под напряжение водителя автомобиля. Индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ осуществлял выгрузку зерна на площадке хранения. После выгрузки, не опуская кузова, продолжил движение к выезду, задев при этом провод воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ. Водитель вышел из кабины, увидел загоревшиеся передние колеса и при посадке в кабину автомобиля был смертельно травмирован электрическим током.

2.png

Аналогичный случай произошел 01.09.2020 в г. Гомеле. В городской РЭС филиала «Гомельские электрические сети» поступила информация об обрыве провода ВЛ-10 кВ самосвалом при разгрузке песка и возгорании техники. При выяснении причин и обстоятельств происшествия установлено, что автомобиль МАЗ, принадлежащий одной из строительных организаций г. Гомеля, производил выгрузку песка в охранной зоне ВЛ непосредственно под проводами. При выгрузке песка (подъеме кузова) автомобиль приблизился и зацепил провод ВЛ, в результате чего произошел его обрыв и возгорание автомобиля. Персоналом Гомельского городского РЭС ВЛ была отключена, персонал МЧС допущен для тушения автомобиля.

3.png
4.png
04.09.2020 от дежурного Несвижского РОЧС поступило сообщение о попадании под напряжение водителя грузовика при разгрузке песка. При выяснении причин установлено, что водитель автомобиля марки МАЗ производил выгрузку песка под ВЛ-10 кВ и задел нижний провод ВЛ. Предположительно водитель вышел из автомобиля для осмотра, при повторной попытке сесть в кабину попал под шаговое напряжение и был смертельно поражен электрическим током. 

5.jpg  
6.jpg

ГОСЭНЕРГОГАЗНАДЗОР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!

Соблюдайте Правила охраны электрических сетей!

Берегите жизнь!

7.jpg