Любые сообщения о несчастных случаях, связанные с поражением электрическим током, не могут оставить людей равнодушными к этой проблеме, при этом такие же сообщения, но с травмированием или гибелью детей воспринимаются с особой болью. Дети из-за своей любознательности, большой подвижности, эмоциональности, недостатка жизненного опыта и элементарного незнания просто не могут контролировать ситуацию на предмет ее опасности поражения электрическим током. Поэтому профилактической работе с детьми в стране уделяется большое внимание и проводится она постоянно. Разнообразие и эффективность этой работы, а также возникающие проблемные вопросы и пути их решения рассмотрим на примере филиала Госэнергогазнадзора по Могилевской области.
Долгое время вся профилактическая работа в школах с детьми сводилась к чтению лекций, проведению диктантов перед началом каникул и оформлению уголков по электробезопасности, с использованием тематических плакатов и памяток. Но практика показала, что при проведении такой работы возникает ряд проблем, как организационных, так и связанных с особенностями профилактируемой категории. Так, во многих школах все профилактические мероприятия часто организовывались после уроков и на них приглашались не только энергетики, но другие субъекты профилактики (МЧС, МВД, ОСВОД). При этом совместная лекция длилась не более часа и проводилась, как правило, в актовом зале, в котором одновременно находилось большое количество уставших после уроков школьников, что малоэффективно в части усвоения ими разнопланового лекционного материала. При проведении диктантов дети стремились написать их просто без ошибок и многие даже не задумывались о содержании. Несомненно, эти методы профилактической работы в определенных условиях необходимы и ими не стоит пренебрегать, но жизнь не стоит на месте и то, что ребенку было интересно даже 3 года назад – нынешнее поколение встречает без особого любопытства. Современных детей уже не привлекает простое изучение плакатов с картинками и сложных для понимания текстов памяток с правилами электробезопасности – им все нужно объяснить быстро, интересно и в доступной для их восприятия форме.
Для поиска эффективных методов профилактики филиалом осуществляется поиск новых направлений работы, а также изучен положительный опыт работы с детьми в других филиалах республики. В результате была выбрана стратегия гибкого поэтапного внедрения новых направлений и методов проведения профилактической работы. Причем в каждом последующем направлении учитывался положительный опыт предыдущего этапа, а в существующие программы внедрялись более прогрессивные методы.
Новые идеи нашли свое применение при участии филиала в реализации проекта Могилевского облисполкома по созданию восемнадцати общеобразовательных мини-центров, т.е. в каждом райцентре области. Проведение профилактической работы на постоянной основе стало первым масштабным реализованным филиалом направлением, в котором пассивную форму передачи знаний в виде лекций предстояло заменить на более прогрессивный метод обучения - интерактивный. Для этих целей была специально разработана «Концепция проведения профилактической работы», определена целевая аудитория – учащиеся 4 и 5 классов, изготовлены и направлены в каждый мини-центр области комплекты из трех стендов (два теоретических – с наглядными пособиями и один практический – для отработки специальных навыков), которые постоянно находятся в мини-центрах на специально отведенном для этого месте. Занятия проводятся по составленному Плану, который предусматривает не только постоянный диалог и взаимодействие между лектором и детьми, а также игровой процесс, тестирование и практическое обучение на специальном стенде. Все это помогает вовлечь детей в процесс обучения и сделать занятия более интересными. Только в 2019 году работниками районных энергогазинспекций филиала в соответствии с разработанными и утвержденными графиками работы было организовано и проведено 388 занятий в мини-центрах, на которых присутствовало 7923 учащихся. (ФОТО 1 – занятия в мини-центре).
Еще одно направление - «Мобильные классы», которое получило развитие в связи с тем, что мини-центры не были организованы в Бобруйске, Могилеве и Могилевском районе. Новое направление помогает проводить регулярную выездную работу в учреждениях образования и детских оздоровительных лагерях области с использованием комплекта переносных информационных стендов с тематическими плакатами, а также ноутбука и телевизора для показа видеороликов. В 2019 году было организовано и проведено 155 занятий, на которых присутствовало 2377 учащихся.
По примеру г. Гомеля был организовано третье направление- «Класс по энергобезопасности в ГУО «Средняя школа № 26 г. Могилева»», а Концепция и План проведения уроков с использованием комплектов из шести стендов (пяти теоретических и одного для практических занятий) были согласованы с Главным управлением по образованию облисполкома и УО «Могилевским областным государственным институтом развития образования». В 2019 году было организовано и проведено 68 занятий, на которых присутствовало 1226 учащихся (ФОТО 2 – занятия в школе).
Новые направления требуют постоянного поиска современных и актуальных методов работы с детьми, которые были бы им интересны. Так, в целях внесения разнообразия в процесс обучения по трем новым направлениям, появилась идея по разработке и созданию компьютерных обучающих игр профилактической направленности. В итоге были разработаны компьютерные игры по профилактике электро- теплотравматизма: «Безопасный путь в школу» и «На Футбол!». В 2019 году при помощи компьютерной игры прошли обучение 10243 учащихся. В настоящее время ведется разработка еще одной игры «На отдыхе», которая будет устанавливаться на мобильный телефон.
Постоянное развитие профилактической работы с детьми помогли филиалу организовать свою интерактивную обучающую площадку по предупреждению несчастных случаев электро- теплотравматизма среди детей и подростков в масштабном областном межведомственном мероприятии «Единый день безопасности», который прошел 27 февраля 2020 года на базе ГУ «Хоккейный клуб «Могилев» в Ледовом дворце. На нашей площадке посетителям было предложено наглядно ознакомиться с тематическими плакатами на стендах, просмотреть видеоролики профилактической направленности, а затем проверить свои знания и поиграть на ноутбуке в компьютерные игры «Безопасный путь в школу» и «На Футбол!», чтобы лучше усвоить информацию о правилах безопасности во всех сферах жизни, будь то улица, школа или дом. А на специальном практическом стенде каждый желающий смог научиться правильно и безопасно пользоваться электрическими приборами. Ребята учились безопасно включать и отключать электроприборы, визуально определять наиболее часто встречающиеся неисправности и выбирать для использования только исправные электроприборы, т.е. на практике отрабатывали навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни. Школьники с интересом принимали активное участие в предложенных мероприятиях, общались с работниками филиала и в дополнение к полученным знаниям получали в подарок специальные информационные календарики, закладки, магнитики и буклеты. (ФОТО – 3 единый день безопасности в г. Могилеве).
Тем не менее, несмотря на всю проводимую работу, проблемным остается вопрос гарантированного включения в процесс обучения всех школьников области и республики. Ведь даже при использовании разнообразных направлений по профилактике электротравматизма в Могилевской области занятия проводятся лишь для небольшого процента школьников. Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать изучение вопросов, связанных с электротравматизмом, в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Но, при рассмотрении филиалом совместно с УО «Могилевский областной государственный институт развития образования» различных учебных пособий по ОБЖ, изучение которых предусмотрено во 2–5 классах в соответствии с «Типовым учебном планом общего среднего образования на 2019/2020 учебный год», установлено, что:
в электронном средстве обучения (мультимедийное) для 2-4 классов, рассмотрение основных правил пользования электроприборами предусмотрено только во 2 классе в разделе «Электроприборы», при этом в 3 и 4 классах темы по электробезопасности вообще отсутствуют, а в указанном разделе вообще нет объяснения того, чем именно опасен электрический ток для жизни и здоровья людей;
в рабочих тетрадях для 2-4 классов и в учебниках для 4 и 5 классов - электрические приборы рассматриваются в основном в разделах пожарной безопасности, как один из источников возникновения пожара.
Приведенный анализ показывает, что во всех вышеуказанных учебных пособиях, вопросы опасности поражения электрическим током и электробезопасность на улице не рассматриваются. Поэтому в республике необходимо продолжить проведение профилактической работы, совершенствовать существующие и активно развивать новые направления, а также объединить усилия энергетиков и педагогов учреждений образования не только по проведению совместной разъяснительной работы, но и по срочному внесению изменений в учебные программы по ОБЖ с включением нового раздела – «Электробезопасность». Все это поможет в достижении желаемой цели –отсутствию случаев электротравматизма среди детей.
Занятия со школьниками в мини-центре г. Кличева |
Занятия со школьниками в УО «Средняя школа №26 г. Могилева»
|
Единый день безопасности в г.Могилеве |