Надзорная деятельность в отношении субъектов хозяйствования

Общая информация

Государственное учреждение «Государственный энергетический и газовый надзор» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» осуществляет:

государственный энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера;

иные функции, определенные Положением о государственном энергетическом и газовом надзоре, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2019 г. №213 (далее – Положение).

Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, мониторинг

Рассмотрение проектной документации

Перечень типовых нарушений

В соответствии с Положением государственный энергетический и газовый надзор (далее – госэнергогазнадзор) осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежного и безопасного функционирования энергетического и газового оборудования, систем энергоснабжения, а также вводных и внутренних газопроводов в жилищном фонде.

Госэнергогазнадзор осуществляется в отношении вводных и внутренних газопроводов, газового оборудования, инженерных систем, обеспечивающих безопасность при его эксплуатации в жилищном фонде, электроустановок, теплоустановок и тепловыхсетей (далее, если не определено иное, – энергоустановки) юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением энергоустановок, указанных в части второй пункта 2 Положения.

К энергоустановкам, в отношении которых не осуществляется госэнергогазнадзор, относятся:

  • энергоустановки объектов использования атомной энергии; энергоустановки линий городского электрического транспорта, метрополитена, сооружений и устройств железнодорожного транспорта (сооружений и устройств путевого хозяйства, технологической электросвязи, технологического электроснабжения, устройств сигнализации, централизации и блокировки);
  • паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды, которые эксплуатируются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также теплоиспользующие установки и тепловые сети с теплоносителем, отличным от пара и горячей воды;
  • энергоустановки транспортных средств;
  • оборудование специального назначения (промышленное, военное, медицинское, транспортное, грузоподъемное);
  • специальные технологические, медицинские, экспериментальные, научные и другие энергоустановки, бытовые электроприборы (за исключением бытовых электроприборов, имеющих видимые повреждения, неисправности, эксплуатируемых в условиях, не соответствующих требованиям эксплуатационной документации их изготовителей (при ее наличии), а также нестандартных (самодельных) бытовых электроприборов);
  • автономные передвижные источники электрической и тепловой энергии;
  • электростанции республиканских унитарных предприятий электроэнергетики, входящих в состав государственного производственного объединения «Белэнерго».

Порядок осмотра электроустановок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для определения возможности их ввода в эксплуатацию

В соответствии с подпунктом 3.31 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156, в РУП-облэнерго организована административная процедура подключения электроустановок.

Административная процедура по подключению электроустановок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к электрическим сетям РУП-облэнерго предусматривает:

1. Выдачу акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;

2. Осмотр электроустановок с оформлением акта осмотра и выдачей заключения о возможности ввода в эксплуатацию электроустановки потребителя;

3. Проверку параметризации и опломбировку средств расчетного учета электрической энергии;

4. Заключение договора электроснабжения;

5. Подключение электроустановки к электрическим сетям энергоснабжающей организации.

Осмотр электроустановок с оформлением акта осмотра и выдачей заключения о возможности ввода в эксплуатацию электроустановки потребителя осуществляется Госэнергогазнадзором в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления органами государственного энергетического надзора осмотра электроустановок для определения возможности их ввода в эксплуатацию, утвержденной постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 26 января 2016 г. № 2.

Срок выполнения административной процедуры составляет 20 дней, для многоквартирных жилых домов (за исключением многоквартирных жилых домов, построенных по государственному заказу, а также многоквартирных жилых домов, где все жилые помещения являются жилыми помещениями коммерческого использования государственного жилищного фонда и социального пользования) – 10 дней.

Административная процедура выполняется только для электроустановок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подключаемых непосредственно к электрическим сетям РУП-облэнерго.

Выполнение административной процедуры осуществляется на основании заявления установленного образца, поданного в филиалы РУП-облэнерго.

Подача заявления установленного образца осуществляется застройщиком (заказчиком) после завершения выполнения строительно-монтажных работ (сдачи исполнительной документации эксплуатирующей организации), а для объектов, предъявляемых приемочной комиссии, после утверждения акта приемки объекта, законченного строительством, реконструкцией, реставрацией.