Новость

Беларусь против табака! 24.05.2022

Беларусь против табака!

       В период с 23 мая по 12 июня в республике, в рамках Всемирного дня без табака, проходит информационно-образовательная акция «Беларусь против табака», организованная Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

    Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) объявила о проведении глобальной кампании по случаю Всемирного дня без табака 2022 г. на тему «Табак – угроза нашей окружающей среде».

    Данная кампания направлена:

    на повышение осведомленности общественности в отношении воздействия табака во время его выращивания, производства и распространения, а также его отходов на окружающую среду;

    на разоблачение попыток табачной промышленности представить свою репутацию и изделия в «зеленом камуфляже», рекламируя их как экологически безопасные.

    Госэнергогазнадзор также примет участие в акции, будут проведены соответствующие информационно-образовательные мероприятия, а территория учреждения в период с 30 мая по 3 июня объявлена зоной, свободной от курения и употребления никотинсодержащей продукции.

    Информационные материалы предоставлены ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» с использованием материалов ВОЗ и ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья».

    Ежегодно для выращивания табака уничтожается около 3,5 миллиона гектаров земель. Выращивание табака приводит к обезлесению, особенно в развивающихся странах. Вырубка лесов под табачные плантации приводит к деградации почв и к неурожайности, или неспособности земли поддерживать рост каких-либо других культур или растительности.

    «Экологические последствия употребления табака создают излишнюю нагрузку на уже и без того скудные ресурсы и хрупкие экосистемы нашей планеты. Это особенно опасно для развивающихся стран, поскольку именно там производится основная часть табака, – отметил директор Департамента по укреплению здоровья д-р Рудигер Креч. – С каждой выкуренной сигаретой вы буквально сжигаете ресурсы там, где их и так мало, – ресурсы, от которых зависит само наше существование».

     От экологической нагрузки страдают страны, наименее способные с ней справиться, а прибыли получают транснациональные табачные компании, базирующиеся в странах с более высоким уровнем дохода.

     С учетом того, что около 90% всего производства табака сосредоточено в развивающихся странах, табак оказывает крайне неравномерное воздействие на различные социально-экономические группы. В странах с низким и средним уровнем дохода многие фермеры и государственные чиновники рассматривают табак как товарную культуру, способную обеспечить экономический рост, однако кратковременные денежные поступления, связанные с этой культуры, сводятся на нет долговременными последствиями, проявляющимися в обострении проблемы отсутствия продовольственной безопасности, частом возникновении устойчивой задолженности фермеров, болезнях и нищете работников ферм, а также нанесении значительного ущерба окружающей среде в странах с низким и средним уровнем дохода.

    Табачная промышленность вкладывает значительные средства в обеспечение «зеленого камуфляжа» для своей разрушительной для окружающей среды практики, предоставляя отчетность о воздействии на окружающую среду и финансируя экологические проекты и организации по линии корпоративной социальной ответственности. Ее «дымовая завеса» держится только из-за отсутствия объективных данных, а также ограниченности и непоследовательности законодательства на международном и местном уровнях.

    Сокращение потребления табака должно быть определено в качестве одного из важнейших рычагов для достижения всех Целей в области устойчивого развития, а не только тех, которые непосредственно связаны со здоровьем.

    Эта кампания призывает правительства и лиц, формирующих политику, укрепить законодательство, включая внедрение и укрепление существующих схем, с тем чтобы заставить производителей нести ответственность за экологические и экономические издержки, связанные с отходами табачных изделий.

    Табачные компании потратили более 8 млрд долл. США на маркетинг и рекламу, а мир потерял 8 миллионов человек, умерших от последствий употребления табака и воздействия пассивного курения. Для поддержания своих доходов табачная и смежные отрасли промышленности должны постоянно искать новых потребителей, которые придут на смену тем, кто умер от употребления этой продукции.

    Примеры маркетинговых приемов производителей табачных изделий и смежной продукции, направленных на детей и подростков:

    использование более 15 000 наименований ароматизаторов, большинство из которых призвано сделать продукцию более привлекательной для детей и подростков;

    использование социальных сетей и авторитетных сетевых пользователей для рекламы табачной продукции;

    спонсорство культурно-развлекательных мероприятий;

    предоставление грантов на обучение;

    привлекательный и современный дизайн изделий;

    скрытая реклама в новостной и развлекательной индустрии;

    раздача бесплатных образцов продукции;

    поштучная продажа табачных изделий, делающая их более доступными;

    размещение продукции на прилавках на уровне глаз детей;

    демонстрация и реклама продукции поблизости к школам;

    В последнее десятилетие происходят изменения в социальном составе курильщиков за счет увеличения доли курящей молодежи и женщин.

    Люди, находящиеся рядом с курильщиками и вынужденные вдыхать табачный дым, заболевают неинфекционными заболеваниями столь же часто, как и курящие. Безопасного уровня воздействия вторичного табачного дыма не существует.

    Сегодня стоит задача воспитать поколение, свободное от табачной зависимости, пассивного курения и связанных с ними болезней и смерти.

    У детей и подростков, пользующихся электронными сигаретами, шансы начать курить настоящие сигареты в более позднем возрасте не менее чем в два раза выше по сравнению с остальными сверстниками. Использование электронных сигарет увеличивает риск развития сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. Никотин, содержащийся в жидкостях для электронных сигарет, вызывает крайне сильную зависимость и может причинить вред еще не полностью сформировавшемуся головному мозгу подростков.

    Курение кальяна, а также использование нетабачной никотинсодержащей продукции не менее вредны, чем другие способы употребления табака.

    Курение – дорогое удовольствие, за которое приходится платить своим внешним видом и здоровьем. К последствиям курения относятся неприятный запах изо рта, пожелтение зубов, старение кожи, нарушения здоровья легких и работы иммунной системы.

    В Беларуси принимаются действенные меры по профилактике потребления табачных и никотинсодержащих изделий. На каждой пачке табачных изделий, на любой внешней упаковке и в маркировке таких изделий содержатся предупреждения о вреде курения для здоровья, о пагубных последствиях их использования, действует запрет на рекламу и стимулирование продажи, спонсорства табачных изделий, продолжвется работа по регулированию никотинсодержащей продукции. Лицам, страдающим никотиновой зависимостью, оказывается медицинская помощь. Для лечения никотиновой зависимости используются лекарственные, нелекарственные методы и их сочетание: программы отказа от курения, основанные на поведенческой и когнитивной психотерапии, фармакологическое лечение в виде никотинзаместительной терапии.

    Совместными усилиями, во взаимодействии с заинтересованными органами государственного управления будет продолжена дальнейшая планомерная работа по снижению негативного воздействия табакокурения и потребления нетабачной никотинсодержащей продукции на здоровье населения нашей страны.