15.03.2021
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
15 марта в республике отмечается День потребителя. Такое решение принято Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. № 35 «О внесении дополнений изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157» в целях упорядочения профессиональных праздников, отмечаемых в Республике Беларусь. В этот день во всем мире на государственном уровне отмечается Всемирный день защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day). В 2021 году День потребителя прошел под девизом «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами». Данная тема выбрана в развитие Цели 12 «Ответственное потребление и производство» Целей устойчивого развития, принятых государствами-членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 года – через двадцать лет после выступления Президента США Джона Кеннеди в конгрессе США в 1962 году. В своей речи Джон Кеннеди выделил четыре основных права потребителей – на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанными.
Позже они легли в основу Закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Республику Беларусь.
День потребителя без сомнения касается каждого гражданина, как потребителя товаров, работ и услуг. Согласно Закону Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» любой потребитель имеет право на:
-
просвещение в области защиты прав потребителей;
-
информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
-
свободный выбор товаров (работ, услуг);
-
надлежащее качество товаров (работ, услуг);
-
безопасность товаров (работ, услуг);
-
возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);
-
государственную защиту своих прав;
-
общественную защиту своих прав;
-
создание общественных объединений потребителей.
За 2020 год в Госэнергогазнадзор поступило 553 обращения граждан.
Анализ обращений показал, что основными проблемами, с которыми обращаются граждане в Госэнергогазнадзор, являются:
рассмотрение проектной документации по вопросам электро- и теплоснабжения;
разъяснение требований к осмотру энергоустановок потребителей для определения возможности их ввода в эксплуатацию;
параметры качества электрической энергии;
разъяснение требований технических нормативных правовых актов.
В Госэнергогазнадзоре на постоянной основе осуществляется консультирование граждан, обратившихся по вопросам защиты прав потребителей.